Castrol
  1. Для чего нужно моторное масло?
  2. В чем отличие между "дизельными" и "бензиновыми" маслами?
  3. В чём отличие между “дизельными” маслами для легковых и грузовых автомобилей?
  4. Особенности и преимущества cинтетических масел.
  5. Особенности моторных масел для водной и мотоциклетной техники.
  6. Можно ли улучшить все показатели моторного масла Castrol путем добавления дополнительных, отдельно приобретенных присадок?
  7. Какой срок хранения моторных масел?
  8. Можно ли смешивать моторные масла Castrol?
  9. О чем говорит потемнение моторного масла в процессе эксплуатации?
  10. О чем могут рассказать цвет и запах моторного масла?
  11. Есть ли на горловине канистр моторного масла Castrol защитная фольга под крышкой?
  12. Проверяйте уровень моторного масла.
  13. Что делает масло в двигателе?
  14. Что происходит с маслом?
  15. Доливайте правильно выбранное моторное масло.
  16. Возьмите с собой масло в запас.
  17. Когда нужно проверять уровень моторного масла?
  18. Влияет ли то, как Вы ведете автомобиль на расход масла?
  19. Система снижения количества NOx в выхлопе с помощью системы EGR.
  20. Теория смазочных материалов.

   

Для чего нужно моторное масло?

 Моторное масло в двигателях внутреннего сгорания автомобилей необходимо для смазывания трущихся поверхностей, охлаждения нагретых деталей, герметизации цилиндропоршневой группы, а также для удаления продуктов износа, частиц окисленного масла и остатков несгоревшего топлива из двигателя.

В чем отличие между "дизельными" и "бензиновыми" маслами?

 Чтобы объяснить, в чем отличие "дизельного" и "бензинового" масла, сначала рас-скажем о различиях в работе дизельного и бензинового двигателя. Дизель в некоторых узлах более теплонапряженный мотор по сравнению с бензиновым, и степень сжатия у дизелей почти в два раза выше, чем у бензиновых двигателей.

Это прямо сказывается на процессах окисления: они протекают значительно быст-рее. Кроме того, солярка в цилиндрах сгорает не полностью, и поэтому в дизельных дви-гателях всегда образуется большое количество продуктов неполного сгорания (сажа и прочее). За счет высокой степени сжатия, в картер из цилиндров прорывается больше га-зов, которые также окисляют масло.  

В солярке сернистых соединений несколько больше, чем в бензине, поэтому при сгорании образуется больше окислов серы и они очень агрессивны. Соотношение топли-ва и воздуха в дизелях иное, чем в бензиновых двигателях. Для дизелей воздуха надо больше. А это, в свою очередь, приводит к загрязнению и образованию нагара. Поэтому состояние воздушного фильтра для дизеля очень важно.

Все эти факты заставляют вводить в масла для дизелей дополнительные присадки для нейтрализации продуктов окисления. Дизельные масла, как правило, имеют большее щелочное число и, соответственно, более устойчивы к окислению.

В смешанные автопарки зачастую входят как тяжёлые автомобили с дизельными двигателями разного назначения, так и микроавтобусы, малые грузовики и легковые ав-томобили с бензиновыми двигателями. Двигатели бывают разной мощности, разного по-коления и конструкции. Таким автохозяйствам удобнее использовать универсальные масла, которые можно было бы применять для всех автомобилей. Данные масла имеют как бензиновые, так и дизельные допуски: API, ACEA и др. Некоторые из них пригодны даже для использования в трансмиссии, например, Terrac Universal. Основное отличие универсальных моторных масел – это хорошо сбалансированный пакет присадок, кото-рый позволяет эффективно противостоять негативным процессам, сопровождающим ра-боту как бензиновых, так и дизельных двигателей (полирование цилиндров дизелей, об-разования шлама и т.д.).

В чём отличие между “дизельными” маслами для легковых и грузовых автомоби-лей?

 Принципиально дизельные двигатели легковых и грузовых автомобилей не отли-чаются, но двигатели легковых автомобилей более оборотистые, а двигатели грузовых автомобилей рассчитаны на более долгие сроки замены масла (как в километрах, так и моточасах). Отсюда и некоторые различия в спецификациях масел: масла для грузовиков, как правило, имеют большее щелочное число и зольность и проходят моторные испыта-ния, несколько отличающиеся от легковых дизелей. Применять грузовые дизельные мас-ла в легковых дизелях не рекомендуется именно по этой причине: высокая зольность и щелочность грузового масла может привести к повышенному образованию нагара на поршне. Легковые дизельные масла непригодны для грузовиков – объем двигателя, ко-личество потребляемого топлива и интервал замены масла предполагают масла с боль-шим запасом щелочности и моюще-диспергирующих присадок, которые и придают мас-лу высокую зольность.

Особенности и преимущества cинтетических масел.

 Начало синтетическим маслам положила необходимость применения в авиационных двигателях смазочного материала, который бы обладал требуемой термоокислительной стабильностью при высоких температурах. С каждым усовершенствованием конструкции и увеличением мощности турбореактивного двигателя температура достигла все больших величин. 250 – 300ºС в подшипнике скольжения турбины достаточно быстро окисляли привычное минеральное масло, при этом образовывались отложения. Из множества видов синтетических основ, наиболее удовлетворяющим по многим параметрам, оказались полиальфаолефины (ПАО).

Сырьем для ПАО служат децены – непредельные линейные углеводороды, родственники этилена, по внешнему виду напоминающие сжиженный газ. Получают их на специализированных заводах, часто в качестве побочных продуктов. В химической реакции из 2, 3, 4, 5 и 6 комбинаций деценовых молекул образуется ряд олигомеров. Затем путем дистилляции из них получают базовые масла различных классов вязкости. Масло, полученное в результате такого процесса, не содержит примесей и абсолютно прозрачно. Это дает ему ряд неоспоримых преимуществ перед продуктами, полученными из нефти.

отсутствие линейных парафинов снижает естественную температуру застывания до очень низких значений. ПАО в классах вязкости моторных масел имеют температуру застывания, как правило, ниже минус 50оС. Это свойство может быть использовано, когда возникают сомнения относительно происхождения масла – получено оно в процессе гидрокрекинга или химического синтеза.

высокий изначальный индекс вязкости дает возможность снизить количество присадки загустителя (модификатора вязкости), добавляемого в моторное масло для придания ему всесезонных характеристик. Данная присадка весьма чувствительна к механическим воздействиям и в процессе эксплуатации постепенно разрушается, и масло теряет свои всесезонные свойства. Поэтому, чем меньше данной присадки добавляется в масло, тем дольше сохраняются всесезонные свойства масла. Последним европейским требованиям к моторным маслам “stay in grade” («Остающиеся в своем классе», т.е. сохраняющие свой класс по SAE в течение всего срока эксплуатации) соответствуют только масла с высоким изначальным индексом вязкости и невысоким содержанием загустителя.

отсутствие примесей, которые всегда являются катализаторами старения масла, делает синтетическое базовое масло весьма устойчивым к воздействию высоких температур. Так, например, если масла минерального происхождения начинают серьезно окисляться уже при температурах выше 130оС, то ПАО выдерживают рабочие температуры до 150оС без какой-либо потери рабочих свойств.

отсутствие случайных молекул малого размера обеспечивает низкую летучесть синтетических базовых масел по сравнению с минеральными. Ужесточение требований к токсичности выхлопов, а также применение катализатора предъявляют все более жесткие требования к летучести компонентов моторных масел. Это одна из основных причин популярности у автопроизводителей маловязких масел классов SAE OW, созданных из синтетического базового масла.

ПАО получают в 2 стадии путем сложных химических превращений при определенных условиях (давление, температура, кратность и время циркуляции) в специальных реакторах с использованием катализатора. Сложность процесса производства масла данного типа обуславливает более высокую стоимость в сравнении с маслами, полученными из нефти по традиционной технологии.

При первой стадии процесса - получение альфаолефинов - давление в реакторе достигает 200атм! (для примера - это аналогично тому, если на ноготь мизинца опустить 200 литровую бочку с маслом!), а температура до 200 ºС (легко запомнить – 200,200,200). На второй стадии (она называется олигомеризация альфаолефинов) уже создается вакуум ~50 мм.рт.ст (нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст.).

Компания Castrol первая применила идею использования ПАО в производстве автомобильных моторных масел для достижения высших эксплуатационных свойств. В 1976 году появилось первое синтетическое масло для автомобилей. Класс вязкости SAE 15W-50.

Особенности моторных масел для водной и мотоциклетной техники.

 Все больше и больше распространяется в наше стране увлечение мотоциклами, моторными лодками и водными скутерами. Но вместе с этим возникает вопрос о выборе правильного смазочного материала. Как разобраться в видах двигателей и классификациях моторных масел для них?

В настоящее время применяются двухтактные (Two Stroke – “2T”) и четырехтактные (Four Stroke – “4”) двигатели для водной и мото техники.

Принцип действия двухтактных бензиновых двигателей основан на рабочем цикле, состоящем из двух тактов. Двухтактные двигатели не имеют масляного картера и смазываются топливной смесью, состоящей из бензина и масла (обычно 1:50), или путем впрыска масла в цилиндр. После сгорания топлива остатки масла удаляются вместе с выхлопными газами, поэтому проблемы полного сгорания моторного масла, дымообразования и биологической разлагаемости являются очень актуальными.

По мощности и рабочему объему двухтактные двигатели делятся на:

  • малые, с рабочим объемом до 50 см3;
  • средние, с рабочим объемом 50-200 см3,
  • большие, с рабочим объемом более 200 см3.

Практически все классификации моторных масел для двухтактных двигателей основываются на следующих критериях:

  1. смазывающие свойства:
    • пригорание колец,
    • задирный износ;
  2. моющие свойства:
    • образование отложений, нагара, лаков,
    • калильное зажигание;
  3. экологические свойства:
    • токсичность выхлопных газов,
    • дымообразование,
    • биологическая разлагаемость масла.

Рабочий объем двигателя принят за основу в системе классификации моторных масел для двухтактных двигателей по API (Американский Институт Нефти) и предусмотрены следующие классы:

API TA – моторные масла, предназначенные для малых двигателей рабочим объемом до 50 см3, с воздушным охлаждением; такие двигатели применяются на мопедах, газонокосилках, в малых электрогенераторах и т.д.

API TB – моторные масла, предназначенные для скоростных двигателей рабочим объемом 50-200 см3, с воздушным охлаждением, работающие при больших нагрузках. Такие двигатели применяются на мотороллерах, мотоциклах, в бензопилах.

API TC – моторные масла, предназначенные для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, рабочим объемом 50-200 см3 и большим соотношением топливо/масло. Применяется в мотоциклах, снегоходах и др. (кроме моторных лодок).

API TD – моторные масла, предназначенные для подвесных двигателей моторных лодок, с водяным охлаждением. Соответствуют требованиям качества NMMA TC-W.

Большинство современных двигателей для моторных лодок имеют водяное охлаждение. Для масел таких двигателей устанавливаются строгие требования по дымообразованию и биологической разлагаемости остатков масла. Требования к качеству и обозначение таких моторных масел регламентируется NMMA – Национальной Ассоциацией Производителей Судовых Двигателей. На сегодня существуют три класса качества по системе NMMA TC-W по порядку увеличения требований: NMMA TC-W, NMMA TC-WII, NMMA TC-W3.

Огромный опыт по эксплуатации и производству двухтактных и четырехтактных двигателей для мотоциклов накоплен в Японии, поэтому стандарты-спецификации Японской Организации Автомобильных Стандартов – JASO приобретают все более широкое признание. JASO разработала 4 новых метода стендовых испытаний для определения качества моторного масла. Предусмотрены следующие классы-уровни качества моторных масел:

JASO FA – для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (масла предназначены для применения в развивающихся странах).

JASO FB - для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (минимальные требования для применения в Японии).

JASO FС – для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло (основное масло для применения в Японии).

JASO FD – для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с FC (наивысшие требования к 2-тактным маслам в Японии).

JASO MA (MA-1 и MA-2) – для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается от MB большим коэффициентом трения. MA-2 отличается бoльшим коэффициентом трения, чем МА-1.

JASO MB – для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается малым коэффициентом трения.

Также используется классификация ISO для двухтактных двигателей. В настоящее время ISO EGD – класс наивысшего качества, не имеющий эквивалента в других системах классов качества.

Для мотоциклетных двигателей 4Т применяются автомобильные масла для бензиновых двигателей, но к ним предъявляются дополнительные требования относительно фрикционных свойств, так как в одном агрегате с двигателем мотоцикла имеется фрикционный механизм сцепления. Моторное масло должно обеспечить хорошее сцепление и не допустить проскальзывание. Для этой цели непригодны маловязкие и энергосберегающие масла, содержащие присадки – модификаторы трения, снижающие коэффициент трения, поэтому и были введены 2 класса JASO MA и MB.

Можно ли улучшить все показатели моторного масла Castrol путем добавления дополнительных, отдельно приобретенных присадок?

 Добавлять в моторные масла Castrol дополнительные присадки нельзя. Добавление дополнительных присадок может нарушить баланс уже существующих компонентов в составе масла и, соответственно, снизить эффективность работы моторных масел Castrol.

Какой срок хранения моторных масел?

 Гарантированный срок хранения моторных масел - 5 лет со дня производства. Дата производства обычно нанесена на боковой поверхности канистры в формате день/месяц/год. Правила хранения моторного масла требуют, чтобы в помещении была нормальная влажность и температура не должна превышать 60С. Также нельзя замораживать масла. Это значит, что температура хранения не должна быть ниже температуры застывания (Poor point).

Можно ли смешивать моторные масла Castrol?

 

Смешивать моторные масла Castrol допускается только в случае крайней необходимости, например при доливке масла до необходимого уровня в пути. В этом случае допускается смешивать даже синтетические и минеральные моторные масла Castrol, при соблюдении соответствия спецификаций доливаемого моторного масла требованиям производителя двигателя автомобиля. При первой возможности смесь следует заменить свежим маслом Castrol.

О чем говорит потемнение моторного масла в процессе эксплуатации?

 В процессе эксплуатации моторного масла Castrol, возможно изменение его цвета на более темный. Это связано с попаданием в моторное масло частиц сажи, не полностью сгоревшего топлива, смывом ранее образованных отложений с внутренних поверхностей двигателя и другими причинами. Такое потемнение не говорит о некондиционности моторного масла. Для определения эксплуатационных свойств моторного масла необходимо исследовать его основные физико-химические характеристики.

О чем могут рассказать цвет и запах моторного масла?

 Цвет и запах моторного масла не определяют его эксплуатационные свойства. Моторное масло может иметь различные цветовые оттенки, а также быть как тёмным, так и светлым, что зависит от цвета вовлекаемых присадок. По правилам, действующим в производстве моторных масел установленным различными контролирующими организациями и спецификациями, производитель имеет право на замену однотипных присадок в композиции в пределах разрешённой концентрации. При этом гарантируется полное соответствие продукта всем спецификациям, указанным на этикетке и в сопроводительной документации.

Есть ли на горловине канистр моторного масла Castrol защитная фольга под крышкой?

 На всем поставляемом в СНГ ассортименте моторных и трансмиссионных масел Castrol отсутствует защитная фольга на горловине канистры под крышкой. Основной гарантией подлинности смазочного материала является приобретение его в авторизованных пунктах продаж и сохранность пластиковых контрольных пломб на крышке.

Проверяйте уровень моторного масла.  

 

Без моторного масла Вы никуда не доедете. Если бензобак пуст, Вы просто наполняете его и едете дальше. Но вот если в двигателе недостаточно масла, то ситуация будет гораздо хуже. Двигатель остановится, ехать будет нельзя, а ремонт поврежденного двигателя может обойтись очень дорого.

Что делает масло в двигателе?

 Моторное масло защищает двигатель. Оно смазывает металлические детали и тем самым снижает износ, возникающий при трении металлических поверхностей. Масло также очищает двигатель от вредных продуктов сгорания, охлаждает мотор и предотвращает коррозию его деталей.

Что происходит с маслом?

 Все двигатели расходуют моторное масло; не являются исключением и самые последние модели. Потребление может достигать 0,5-1 литр на каждые 10 000 км пути в зависимости от марки автомобиля и стиля вождения его владельца. При падении уровня масла мотор начинает использовать оставшееся масло более интенсивно, что приводит, в свою очередь, к более быстрому изменению его свойств.

Доливайте правильно выбранное моторное масло.

 При доливке всегда следует использовать масло такого же высокого качества, как было залито во время технического обслуживания целесообразно купить масло на доливку прямо на СТО.

Возьмите с собой масло в запас.  

 Литровая упаковка моторного масла Castrol не займет много места. Всегда имейте запасной литр моторного масла в багажнике.

Когда нужно проверять уровень моторного масла?

 Это нужно делать регулярно, желательно раз в неделю в соответствии с рекомендациями большинства фирм-производителей автомобилей. Сделайте привычной проверку уровня масла после каждой пройденной тысячи километров или перед длительными поездками.

Влияет ли то, как Вы ведете автомобиль на расход масла?

 Помните, что обычно двигатель расходует больше моторного масла, если Ваш автомобиль эксплуатируется в условиях, отличающихся от обычных, например:

  • При быстрой езде
  • При буксировке прицепа
  • В автомобильных пробках и на холостом ходу.

Система снижения количества NOx в выхлопе с помощью системы EGR.

 Одна из самых сложных задач минимизации токсичности выхлопа – снижение содержания NOx. Оксиды азота не являются продуктами сгорания, их образование вызвано условиями высоких температур и давления в камере сгорания. Азот (~79%) и кислород (~21%), составляющие основную часть атмосферного воздуха, в таких условиях образуют токсичные оксиды. Существуют два способа решения этой проблемы. Один из них – восстановление оксидов до N2 с помощью селективного каталитического восстановления SCR (Selective Catalytic Reduction).  

Второй метод основан на снижении концентрации кислорода в камере сгорания. Снижение концентрации кислорода приводит к тому, что почти весь кислород расходуется только на сгорание топлива. Так же за счет этого уменьшается температура горения топливно-воздушной смеси. Каким образом осуществляется снижение концентрации кислорода? Принцип системы рециркуляции EGR (Exhaust Gas Recirculation) сводится к частичной подаче выхлопных газов во впускной тракт за счет специального регулирующего клапана (см.рисунок ниже) .

Основные недостатки системы EGR:

Снижение эффективности двигателя. Возрастает сажеобразование.

Возрастает «нагрузка» на моторное масло. В стандартном двигателе масляная пленка контактирует с агрессивными выхлопными газами только 2 такта – рабочий ход и выпуск, а с системой EGR – все 4 такта. Таким образом, скорость старения масла увеличивается.

Требовательность к качеству топлива, в связи с частым выходом из строя клапана EGR.

Система рециркуляции выхлопных газов вначале появилась на дизельных двигателях грузовых автомобилей, т.к. проблема выброса NOx была актуальна именно для них. Но эта система стала применяться и на бензиновых двигателях легковых автомобилей.

Теория смазочных материалов.

 Основное назначение смазочных материалов - это снижение трения и уменьшение износа деталей.

Смазочные материалы бывают трех видов: жидкие, их обычно называют маслами; пластичные, называемые смазками, и твердые (графит, дисульфид молибдена, некоторые другие). Смазочные масла по назначению подразделяют на моторные, трансмиссионные, индустриальные, компрессорные и другие. Моторные масла работают в очень тяжелых условиях, непрерывно подвергаясь при значительных перепадах температур механическим нагрузкам, контактируя с продуктами сгорания топлива и кислородом воздуха. Трансмиссионные масла и пластичные смазки работают в среде с относительно постоянными температурами, давлением и нагрузками, поэтому они заметно дольше моторных масел не теряют нужных свойств. Любое современное масло состоит из масляной основы - "базы", определяющей его основные вязкостно-температурные характеристики, и "пакета присадок", при помощи которых базовому маслу придаются некоторые новые или улучшаются уже имеющиеся свойства, например моющие, антикоррозийные, противозадирные, антиокислительные и прочие. На протяжении уже более ста лет во всем мире, в качестве базовых масел используются минеральные масла. Моторные и трансмиссионные масла на минеральной основе до сих пор занимают несоизмеримо большую долю рынка, по сравнению с синтетическими продуктами.

Минеральные масла.

Минеральные масла - это продукты, полученные путем перегонки сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Нефть - это сложная смесь ряда химических соединений, в основном состоящих из углеводородов с соединениями серы, азота, кислорода, солей металлов и воды. Химический состав и соответственно свойства нефти очень сильно зависят от месторождения. Поэтому для производства минеральных масел используют специальные нефти, с большим содержанием парафинов, также называемые масляными. Начинается процесс получения базовых минеральных масел с перегонки сырой нефти.

Перегонка сырой нефти

Нефть нагревается до температуры около 350°C. Частично она испаряется и в зависимости от молекулярного веса своих компонентов разделяется на слои (фракции), которые отбираются с различных тарелок колонны. Фракции возникающие в ходе процесса (сверху вниз дистилляционной колонны): Газ (на рисунке не показан) Бензин Керосин Дизельное топливо Атмосферный остаток (мазут),который используется для изготовления масел и битума. Полученный мазут не может подвергаться дальнейшему нагреву с целью разделения на фракции, т.к. при температурах свыше 350оС начинаются необратимые процессы деструкции мазута, т.е. его превращения в кокс. Поэтому следующим процесом переработки мазута является вакуумная дистилляция.

Вакуумная дистилляция

В атмосферном остатке(мазуте) после отгонки легких фракций содержатся три основных компонента: парафины, нафтены, ароматические соединения. Они отправляются в колонну вакуумной перегонки, где углеводороды испаряются при более низких температурах, позволяющим избежать их термического разложения. В верхней части колонны собирается вакуумный дистиллят; вакуумный остаток - внизу. Три или четыре слоя фракций, находящиеся между этими двумя, удаляются; они подвергаются дальнейшей очистке для удаления ненужных продуктов, прежде чем их можно использовать в качестве смазочных масел. Процессов очистки фракций вакуумной дистилляции, прежде чем они станут товарными базовыми минеральными маслами, существует несколько десятков, а нужная методика и последовательность подбирается в каждом индивидуальном случае отдельно, учитывая особенности сырой нефти, ее состава. Каждая крупная нефтяная компания старается создать свои процессы производства, очистки и модификации базовых масел так, чтобы они были не только оригинальными, но и наиболее эффективными в экономическом плане и обеспечивали бы наилучшее качество. Так получают базовые масла разных вязкостей, в зависимости от того, какую температуру выкипания они имеют в процессе вакуумной перегонки. В товарном моторном масле, как правило, содержится целая композиция из базовых масел разных вязкостей.Базовое минеральное масло имеет следующие преимущества в сравнении с синтетическими маслами: относительно невысокая стоимость, простота производства, отличная смешиваемость, гидролитическая стойкость и растворимость присадок. Недостатки же таковы: низкий индекс вязкости, высокая температура застывания, высокая испаряемость и низкая термоокислительная стойкость.

 

Оптовый отдел (17) 295-65-23, 295-01-74, 295-72-95, 285-53-91
Магазин "Castrol" +375 (29) 158 22 20, +375 (29) 558 22 20

e-mail: info@antonar-castrol.by
Республика Беларусь, 220026, г. Минск, Партизанский пр-т, 95

© СООО "АНТОНАР", 2011-2014


  

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика